Деловой обед. Бизнес-ланч. Деловой ужин. Поведение за столом. Дурной тон.

Калейдоскоп, Этикет

Не секрет, что подавляющая часть важных рабочих соглашений заключается на бизнес-ланчах. Как должен вести себя мужчина, чтобы заполучить выгодный контракт и не остаться на бобах, ведь от правил поведения за столом зависит немало. Причем, потенциальные партнеры по бизнесу не упускают из виду даже мелких подробностей: vip-уровень требует vip-манер.

Деловой ужин начинается с салфетки

Итак, вас пригласили на бизнес-ланч (или вы проводите его), который может происходить где угодно и когда угодно: утром, вечером, в обед, в ресторане, в хорошем баре или в дорогом кафе. Чтобы произвести на окружение благоприятное впечатление (в особенности на зарубежных гостей, в которых вы видите потенциальных партнеров по бизнесу), не стоит засовывать салфетку себе за воротник, дабы уберечь от пятен свежую рубашку. В тех кругах, в которые вы метите попасть, это выглядит по крайней мере смешно, если не нелепо. Тогда что делать с салфеткой? Слегка встряхните ее, расправив, и положите себе на колени. А чтобы не испачкаться нечаянно во время трапезы, просто придвиньте стул поближе к кромке стола и старайтесь не разговаривать, когда пережевываете еду.

Умейте поддержать беседу за столом на деловом обеде

Пресловутая поговорка «Когда я ем, я глух и нем» вовсе не распространяется на деловой обед или ужин. Молчаливость в данном случае могут трактовать как согласие (или не согласие) со сказанным. Поэтому не думайте, что вы пришли в ресторан на деловую встречу действительно поесть и утолить голод – дело прежде всего. Время от времени вы должны тактично поддерживать беседу и заводить разговор, чтобы партнеры увидели в вас сведущего, знающего и опытного специалиста. Поэтому когда вступаете в диалог, старайтесь в этот момент не есть. И вообще очень важно, чтобы столовые приборы в таких ситуациях находились в тарелке, а не у вас в руках. Иначе можете ими случайно кого-нибудь задеть или испачкать, жестикулируя, а это, отнюдь, не будет плюсом в пользу вашей репутации. Не нужно выкладывать вилку, ложку или нож прямо на скатерть – это дурной тон.

Уважайте сидящих рядом на бизнес-ланче

Уважение в данном случае выражается в прямой осанке и открытом лице, чтобы окружающие не смогли заподозрить в вас «второго дна». Поэтому на деловом ужине не сутультесь, не горбьтесь и не наклоняйтесь слишком низко над тарелкой – все должно свидетельствовать о вашей открытости и честности. Обязательно контролируйте локти и не вторгайтесь ими в личное пространство соседа, держите дистанцию. Даже если вы сидите тет-а-тет с собеседником, все равно не расставляйте слишком широко локти – это говорит о том, что вы принимаете властный тон и стремитесь доминировать. Партнера такое поведение может напугать, и он просто откажется подписывать с вами контракт.

Во время еды также не кладите локти на стол и тем более не облокачивайтесь, накалывая пищу на вилку или поднося ее ко рту. В противном случае окружающие могут предположить, что если вам не знакомы элементарные правила этикета, то о каком партнерстве может идти речь? Ведь ваше поведение будет говорить им только об одном: в составленном вами документе столько же ошибок и проколов, сколько их в вашем поведении за столом.

Поменьше жестикулируйте на деловом ужине

В момент переговоров за ужином или обедом привычка крутить что-либо в руке, как говорится, не прокатит. Золотое правило этикета гласит: строго воспрещается жестикулировать столовыми приборами. Не важно, что у вас окажется в руке – ложка, вилка или нож, все равно не нужно ими размахивать перед лицом собеседника, словно угрожая, если он откажется заключать с вами контракт. А он обязательно откажется в такой ситуации, если вы не опомнитесь вовремя и не положите столовые приборы на подобающее место. Также не стучите и не скребите ими по тарелке – это не музыкальный инструмент.

Тактично привлекайте к себе внимание за деловым обедом

Большинство мужчин привыкли стучать ножом или вилкой по своему бокалу, чтобы привлечь внимание всех сидящих за столом. Запомните: это дурной тон. Если вы хотите, чтобы все повернулись к вам и выслушали, просто приподнимите правой рукой бокал над столом и тактично выдержите паузу. Поверьте, культурные и воспитанные люди вас поймут. Откажитесь и от легкого покашливания как одного из средств привлечения внимания – так поступают только невежественные люди. Намного предпочтительнее будет, если вы нарушите молчание ненавязчивым замечанием выпить за успешное заключение сделки, скорейшее урегулирование всех деталей и процветание обеих фирм.

Как правильно есть первое на бизнес-ланче

То, что не следует дуть в тарелку, знает каждый. А как есть суп, если он горячий? Зачерпните ложкой немного жидкости, поднесите ее ко рту и слегка подуйте, не устраивая «шквальных ветров», чтобы охватить всю ложку. Не дуйте на суп, попадая при этом брызгами в лицо собеседнику. А еще лучше – подождите, пока содержимое тарелки остынет, или ешьте, зачерпывая совсем небольшими порциями. Если обожглись, заешьте хлебом, но не выливайте все обратно в тарелку. Мякиш немного остудит пищу. В то время, когда едите первое, наклоняйте тарелку не к себе, а от себя. Это не даст вам разлить суп на колени или рубашку. Также никогда не разворачивайте ее к себе под углом 90 градусов. После завершения трапезы, оставьте столовые приборы прямо в тарелке, а не на столе или в блюде, что находится под ней.

Как правильно есть второе на бизнес-ланче

Со вторым блюдом обходиться намного проще, ведь оно не жидкое и его легче остудить. Очень просто есть мясо в любом виде, котлеты, гарниры и прочее. А вот как быть с модной нынче пастой (или спагетти), особенно если заказ был сделан за вас, на весь стол сразу, и вам волей-неволей тоже приходиться ее есть? Знайте: спагетти накручивают на вилку, а не цепляют, как куски мяса, и не поддевают снизу, как гарнир. При этом обходятся одной лишь вилкой, не прибегая к помощи ножа. Запрещаются втягивающие звуки, а вот свисающая изо рта паста – явление вполне нормальное и естественное, поэтому не считается плохим тоном. Хуже всего, если вы будете смеяться, когда макаронина повиснет изо рта вашего собеседника. Вот это – дурной тон.

Завершение делового ужина

Поев, сложите столовые приборы в тарелку, а не рядом с ней. Лежавшую на коленях салфетку, не сворачивая, можете положить на стол поблизости от посуды, перед этим промокнув ею губы. К концу бизнес-ланча вы уже должны урегулировать все нюансы и тонкости договора или партнерского соглашения и поднять бокал за успешное завершение переговоров. Удачи вам!

Автор: Елена Тихонова
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на мужской журнал manorama.ru обязательна!

Стратегия и тактика успешных переговоров

Как мужчине можно выжить в сугубо женском коллективе?