Боевые искусства. Русские системы. Система Кадочникова. Система Васильева.

Спорт И Фитнес, Боевые Искусства

Понятие «Настоящий Мужчина» включает в себя много, нюансов, скорее внутренних, чем внешних. Мы всегда отождествляем слово «Мужчина» с определением «Сильный пол». И это, действительно, так. Может быть, поэтому боевые искусства во все времена интересовали мужчин, были популярны в мужской среде. С рождения в мужчине заложено стремление защищать (мы сейчас не будем говорить о другой стороне вопроса: завоеватель, агрессор и т.д.), для этого многие с юности стремятся изучать искусство борьбы. Условно всех, интересующихся борьбой мужчин, можно разделить на две группы. Первая – мужчины, которые самостоятельно и систематически осваивают различные виды боевых искусств, и вторая – мужчины, которые любят наблюдать за борьбой и интересоваться боевыми искусствами. Не надо думать, что вторая категория пассивна. В момент опасности из глубины подсознания всплывут все знания, и агрессору будет дан достойный отпор. Если вспомнить историю, то можно увидеть, что многие герои владели тем или иным боевым искусством, то есть мужчины испокон веков старались овладеть способами нанесения телесных повреждений противнику, при этом самому не пострадать. Можно сделать вывод, что боевые искусства – это не просто увлечение, тяга к ним заложена в мужчине на подсознательном уровне.

В этой статье речь пойдет о русских системах борьбы.

Система Кадочникова.

Эта система является военно-прикладной разработкой и предназначена для ближнего боя. Она использует приемы спортивных единоборств, основана на выявлении уязвимых мест противника, слабостей в его тактике. А так же привычных двигательных и психологических маневрах, правилах, которые боец обычно и умело использует в бою.

Автор этой системы говорит о том, что основой его разработки служит комплекс САВОЗ, который был создан красным командиром Спиридоновым в двадцатые годы прошлого столетия. Но стоит сказать, что система Спиридонова была гораздо проще, чем система Кадочникова, так как применялась для обучения рядового состава. Сам Кадочников, порой противоречит своему утверждению, сообщая, что его система берет истоки в джиу-джитсу, приемам которой обучали офицеров царской армии.

Несмотря на противоречивые заявления автора, его система существует и преподается в России около десяти лет, хотя не выходит за пределы нашей страны, так как отсутствуют квалифицированные инструкторы и четкое описание методик тренировок. Недостаток инструкторов этой методики возник из-за слабой организованности школы и разлада между учениками мастера, которые отделились от школы, чтобы развивать собственные варианты методики или, может быть, для саморекламы. Их больше привлекает зрелищность техник, чем их эффективность в бою, они стремятся к демонстрации и показательным выступлениям, и система в их интерпретации совершенно утрачивает реальность и военно-прикладную ценность.

Кадочников тоже отходит от первоначального значения системы и превращает ее в айкидо на русский лад, то есть приемы производятся в замедленном темпе, противники не сопротивляются, а техники, становясь условными, более походят на цирковые трюки. Но можно поспорить с этим выводом, если ознакомиться с материалами семинаров в Академии Министерства Обороны, говорящими о том, что система Кадочникова имеет высокий боевой потенциал, особенно в ближнем бою или в бою при стесняющих обстоятельствах, например, в воде, снегу и так далее. Если рассматривать систему с точки зрения принципов взаимодействия с противником, арсеналу упражнений, то можно увидеть, что большую роль в создании этой методики сыграли японское дзюдо, китайский тайцзи-цюань, некоторые корейские методики.

Достоинства Системы Кадочникова.

1.Полезна и эффективна для общего развития, а так же, в качестве растяжки, гимнастики.

2. Движения рациональны, естественны и скрытны, что является одними из самых важных качеств в ближнем бою. Нет лишних движений, и они продуманы таким образом, что не выглядят угрозой до самого последнего момента.

3. В системе совмещены бросковые и ударные элементы, они легко перетекают друг в друга, таким образом, что противнику трудно предсказать каким будет следующее действие.

4. Несомненным плюсом можно считать то, что система позволяет вести бой против нескольких противников, не связана спортивными правилами, и эффективна для реального боя.

5. Методика предусматривает техники работы с подручными предметами, оружейные техники. И эти техники в методике Кадочникова разработаны детально, и не имеют аналогов с другими системами.

Недостатки системы Кадочникова.

1. Плохо отработан и поставлен жесткий концентрированный удар. У самого автора, что удивительно, это получается – бить коротко и жестко, он применяет технику, похожую на тайцзи-цюань школы Чэнь. Что нельзя сказать о его учениках, их удары менее концентрированы и настроены не на удар, а на толчок или шлепок, и техника больше похожа на борцовскую, а именно, на технику самбо.

2. При обучении, больше всего внимания уделяется самозащите, а не атаки, подавляющие противника, что недопустимо в реальном бою. Движения сложные и непривычные, и это затрудняет обучение и требует индивидуальной работы с инструктором каждого обучающегося, что увеличивает сроки обучения техникой, а ведь в армии требуется обучить большое количество бойцов.

3. Инструкторы, не способные применять систему в бою, преподают ее практически условно, тяготея к показательным выступлениям. Приемы и тактики выглядят трюками и фокусами и преимущество в обучении отдается таким приемам, которые более зрелищны, а удары – условны.

4. В качестве противников в обучающих фильмах и показательных выступлениях выступают люди, применяющие приемы каратэ, бои проводятся на большой дистанции, удары условные и замедленные, и никогда не проводятся сериями. Странно, что никогда для этой цели не используют боксеров, самбистов, то есть нежелательно, чтобы противник наносил серийные удары, и при этом быстро перемещался.

5. То, что приемы выполняются замедленно, выбирается неправильная дистанция, приводит к искажению методики, выработке неправильных стереотипов поведения. Становится ненужным поиск коротких, жестких вариантов, необходимых в реальном бою. Боец, в результате, вряд ли сможет отразить реальный удар умелого каратиста или боксера. Некоторые техники из-за такого искажения, становятся просто опасными для применения, например, как можно хватать руками лезвие ножа, прижимать его к груди или уходить от удара ножа путем втягивания живота. Если это и срабатывает, то у очень профессионального мастера и то только против дилетанта. А любой профи, привыкший к ножу, легко нанесет удар, к тому же, не с двух метров дистанции обучающего боя, а с реального полуметра.

6. На обучающих занятиях отрабатывается техника без силы и на малой скорости, и только против одного противника. Нормальный человек в обычной драке будет пытаться устоять на ногах, цепляться за волосы, одежду, за все, до чего может дотянуться и это, скорее всего, не даст ученикам системы Кадочникова провести ни одного приема.

Вывод.

Занятия по методике Кадочникова, несомненно, эффективны и приносят пользу не только, как вспомогательная методика, но и как разминка, или гимнастика с боевым уклоном. Но боевого опыта эта система не дает, мало того, может создать иллюзии и искажения, о которых говорилось выше, что не позволит использовать в бою большинство приемов методики. Если вы хотите приобрести именно боевой опыт, то лучше это сделать, занимаясь на равных с боксерами, самбистами и т.д., то есть с теми, кто привык сильно и часто бить, быстро двигаться, хватать, бросать на скорости и дистанции, близким к реальным. Чтобы там ни говорили журналисты, если учитывать написанное выше, применение системы Кадочникова в армии, все же, практически бесперспективно.

Система Васильева.

Васильев является учеником Кадочникова, потому основные принципы его системы идентичны принципам, о которых мы уже писали. Но это более эффективная система, т.к. она ориентирована на применение в реальном бою. Автор придает гораздо большее значение ударам, а именно, атакам локтями и коленями. Васильев преподает ее в Канаде. У него вышло несколько хороших учебных фильмов, проводятся различные семинары, аттестации, уже обучены ассистенты. Он утверждает, что его система является разработкой для подразделений спецназа и диверсионных подразделений и это военно-прикладная разработка.

Вывод.

Опять же, насчет спецназа возникают большие сомнения. Неоспоримо, что таким образом можно готовить отдельных агентов, но поставить занятия на поток вряд ли возможно. Система, которую нам демонстрирует автор, несомненно, его личная разработка, пока еще находится в начальной стадии рекламирования. Так что время покажет.

Автор: Татьяна Алёшина
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на мужской журнал manorama.ru обязательна!

Кроме того, читайте на сайте:

Боевое самбо: история, техника и правила