Что такое параплан. В чем отличие параплана от парашюта и дельтаплана. Полеты на параплане. Мотопараплан.

12 января 2014     Спорт и фитнес, Параплан
Что такое параплан. В чем отличие параплана от парашюта и дельтаплана.  Полеты на параплане. Мотопараплан.

По своей конструкции параплан напоминает парашют. Он, пожалуй, самое простое приспособление, если говорить о пилотировании и обслуживании его. Если вы не жалуетесь на здоровье, то вполне можете позволить себе полеты на параплане. Этот планер-паритель вполне помещается в рюкзаке средних размеров, весит (максимально) 20 кг, но бывают совсем легкие модели весом около 6 кг. Кроме того, его очень быстро, буквально за пять минут можно подготовить к полету. Вы можете взлететь на нем с любой возвышенности и приземлиться на площадки, которые не приспособлены для других планеров. В восходящих потоках параплан может долгое время парить в небе и перемещаться на большие расстояния. А если ваш параплан оснащен парамотором, то его уже можно смело считать маленьким самолетиком. Такой аппарат способен взлететь даже с равнины.

Отличие параплана от парашюта.

Внешне параплан очень напоминает парашют, называемый «крыло», но есть определенные отличия:

    1. Купол парашюта – прямоугольник, а параплана – эллипс.
    2. Длина купола параплана больше, чем у парашюта.
    3. Поверхность параплана гладкая, строп мало и они тонкие. Парашют изготавливается из секций, поэтому его поверхность не гладкая.
    4. Площадь купола параплана больше.

Назначение парашюта – прыжки с самолета, то есть он уменьшает скорость падения и обеспечивает мягкую посадку на землю. Параплан стартует с возвышенности, его движение – это полет, а не падение. Поскольку параплан не должен раскрываться в свободном падении, при его изготовлении используют материалы, более легкие и, одновременно, жесткие. Снижаясь на один метр, он успевает пролететь до десяти метров по горизонтали, то есть его аэродинамика составляет от 7 до 10 единиц, а у парашюта всего от 2 до 4-х при скорости снижения 4 м/с.

Отличие параплана от дельтаплана.

Дельтаплан тоже относится к категории планеров-парителей, только его конструкция более жесткая, чем у параплана. Кроме этого, у пилота есть возможность за счет смещения центра тяжести управлять дельтапланом. Да и по весу он намного превосходит параплан – от 25 до 40 килограммов. Собирать его сложнее и дольше, транспортировка тоже проблематична. Полеты на дельтаплане требуют основательного обучения, как минимум необходимо около пятнадцати занятий пилотирования, тогда, как для обучения обращению с парапланом достаточно семь занятий. Во время учебных занятий, полеты стартуют с возвышенности, и поднимать на себе в гору параплан намного легче, чем дельтаплан. Управлять парапланом проще, скорость его ниже, отсюда и риск получения травм тоже снижается. Кроме этого, для посадки дельтаплана нужно выбирать площадку, а параплан сядет практически в любом месте. Поэтому мест, где можно заняться этим видом спорта гораздо больше. Быть может, из-за этого парапланеризм более популярен в нашей стране, чем дельтапланеризм.

Полеты на параплане

Для начала определимся, что собой представляет параплан. Основная его часть – это мягкое крыло, имеющее специальные воздухосборники, через которые оно наполняется воздухом. Именно это поднимает его с земли. Движение вперед и вниз осуществляется с помощью силы тяжести, она же помогает создавать и сохранять определенную скорость параплану, которую ограничивает сила сопротивления, создаваемая самим крылом, стропами и пилотом. Чтобы преодолевать силу сопротивления, приходится расходовать набранную высоту. Поэтому, чтобы параплану лететь, ему надо постепенно снижаться – планировать.

Если человеку, управляющему парапланом ничего не предпринимать, чтобы оставаться на определенной высоте, то довольно скоро он окажется внизу. Понятно, что при этом снова придется идти в гору и заново начинать полет. Полеты с возвышенности относятся к категории простых и практикуются даже теми, кто не имеет опыта или теми, кто только учится обращению с парапланом. Однако, такое занятие может быстро наскучить и захочется освоить технику, при которой появится возможность летать не только сверху вниз, а парить на определенной высоте. Для этого придется научиться использовать восходящие воздушные потоки.

Как научиться летать на параплане.

На первый взгляд, это сделать совсем не сложно. Казалось бы, надо просто спросить как и все получится. Если вам достаточно спрыгнуть с небольшого возвышения вниз в безветренную погоду, то все верно. Однако, надо помнить, что параплан – мягкий, а земля при приземлении – твердая. Вы можете получить травмы. Поэтому учиться надо обязательно.

    1. Попытаться научиться самому. Это может дорого обойтись для вашего здоровья. Редко кому удается избежать травм при самостоятельном обучении. Нужно перечитать много литературы на эту тему, для чего необходимо достаточно свободного времени, иметь большое желание и упорство. Не все модели парапланов безопасны, это тоже надо учитывать. Существует масса нюансов, которые необходимо знать или почувствовать. Если приобретенные навыки неправильные, это опасно для здоровья. Даже если вы научились прыгать с холма вниз, этого недостаточно. При попытках перейти к парению, не исключено, что вы будете использовать опасные режимы и, в лучшем случае, висеть на деревьях. Поэтому, однозначно можно сказать, что учиться самостоятельно не следует.
    2. Можно посоветоваться с другом. Но не факт, что он имеет достаточную квалификацию. А если он сам совершает ошибки? Значит, при таком обучении вы оба подвергаетесь риску. Чтобы убедиться в его компетенции, вам нужно выяснить следующие моменты: Узнайте, сколько времени он занимается парапланеризмом, сколько часов налетал. Если на первый вопрос ответ найдется, а со вторым возникнут затруднения, то это повод задуматься. Поинтересуйтесь, что он знает о парящих полетах, как у него получается летать в динамике. Если он ответит, что его не держит воздух, то, видимо, он не умеет использовать восходящие потоки. В случае, если у него получается парение и у него достаточно маршрутных полетов, то ему можно доверять. Человеческий фактор тоже играет важную роль. Даже если ваш друг ответил на все вопросы исчерпывающе, он все равно может относиться к этому занятию несерьезно. Если он предлагает вам полет почти без инструктажа, без экипировки, не стоит рисковать.
    3. Самым верным решением будет обучение в парапланерном клубе. Там работают профессионалы. Но выбирать место обучения следует тщательно, поговорив с теми, кто там уже учился. Узнать насколько квалифицированы инструкторы, достаточно ли в клубе парапланов для обучения и сколько длится программа обучения (не менее четырех дней).

Научиться летать на параплане может любой человек, не имеющий особых проблем со здоровьем. Здесь должна быть выносливость, так как какое-то время перед самим полетом вам придется бежать с парапланом, преодолевая его сопротивление. Кроме этого, необходима хорошая координация движений и реакция. Этим видом спорта разрешено заниматься с шестнадцати лет, но с согласия родителей, пока пилоту не исполнится восемнадцать. Верхняя возрастная граница не установлена.

По сезонности занятия парапланеризмом не ограничены, летайте хоть круглый год. Мало кому известно, что именно зимой полеты наиболее безопасны, так как ветер не турбулентен, а атмосфера стабильна. А лето больше подходит для маршрутных полетов, для которых необходимы термальные потоки.

Какие бывают парапланы.

Можно сказать, что параплан – это всего лишь лоскут ткани с веревочками. Но это не так. При внешней похожести, существует много разных видов этого легкого планера и нынешние модели очень отличаются от тех, что были популярны еще каких-то десять лет назад. Условно парапланы можно разделить на три типа:

    1. Учебно-тренировочные. Предназначены для тех, кто разнообразит с их помощью отдых. Эти модели имеют слабенькие летные качества, но отличаются надежностью и страхуют от ошибок пилотов, их используют начинающие парапланеристы.
    2. Спортивные. Для рядовых спортсменов с первым разрядом и кандидатов в мастера спорта. У них тоже летные качества достаточно высоки, а стабильность умеренная.
    3. Рекордные. Для пилотов-профи, тех, кто имеет звание мастера спорта. Эти модели используются на соревнованиях.

Мотопараплан.

Это тема для отдельного разговора, но мы постараемся вкратце объяснить, что это такое – мотопараплан. Парамотор представляет собой маленький, небольшой по весу двигатель с винтом. Находится он за спиной пилота. Винт создает тягу, и она подталкивает пилота в спину. Существует два вида паромоторов.

  • Первый – это ранцевая установка, которая крепится на спине пилота и соединяется с подвесной системой. Старт и приземление происходит на ноги.
  • Второй – паралет. Этот вид парамотора используется реже. Представляет он из себя тележку на колесах с амортизаторами.
  • Для людей, у которых не много времени, чтобы ждать подходящей для занятий погоды и тех, кто парит над равнинами, мотопараплан самое лучшее решение. Стоимость мотопарапланов довольно высока и варьируется от 2 до 6 тыс. евро.

    Благодаря мотопараплану, пилот не зависит от погоды, от площадки. Этот планер может взлететь с любого ровного места, ему неважно направление ветра. Единственное, что его ограничивает – это объем топливного бака. Как правило, его хватает на три часа полета. Подготовка к полету тоже не требует много времени, достаточно пятнадцати минут. Для транспортировки мотор вполне можно положить в багажник машины. Полет на мотопараплане не ограничен местом и высотой (до 5 тыс. метров), кроме того, вы будете ощущать скорость.

    Кроме таких сказочных возможностей, у мотопарапланов имеются и недостатки. При сильном ветре или высокой турбулентности возрастает риск травматизма. Поэтому в летнее время лучше всего осуществлять полеты утром и вечером. С мотором пилот хуже чувствует крыло и труднее управляет планером, чем при полете на параплане. Крылья мотопараплана способствуют быстрому снижению и имеют невысокое качество, а сопротивление винта идет им не на пользу.

    Кроме этого, чтобы использовать парамотор, нужно быть физически сильным человеком, ведь его вес составляет от 20 до 40 килограммов. С этим грузом вам придется разбегаться. Ну и последний недостаток – это хранение. В доме или квартире это невозможно, так как они сильно пахнут бензином.

    Автор: Татьяна Алёшина
    Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на мужской журнал manorama.ru обязательна!

    Кроме того, читайте на сайте:

    Велосипед для даунхилла. Как выбрать горный велосипед?

    Сноуборд: как выбрать и как кататься. Снаряжение для сноуборда

    Роупджампинг

    "я вовсе тебя не люблю!"

    странно, обычно все ждут "когда же он признается в любви..", а я такого избегаю. У меня с моим МЧ отношения длятся год с небольшим. Мы собираемся пожениться, планируем детей. Но как только я чувству… Читать дальше →