Японский театр кабуки

Калейдоскоп, Япония

Театр кабуки (в переводе с японского – «песня, танцы, мастерство») является одним из видов традиционных театров Японии.Театр кабуки представляет собой сочетание драмы, танца, музыки и пения. Актерами используется сложный грим и костюмы, несущие значительную символическую нагрузку.

Японский театр кабуки: история

Зарождение жанра кабуки датируется 17 столетием. Его родоначальником можно считать Окуни, служительницу святилища Идзумо Тайся. Отличительная черта японского театра кабуки того времени: исполнителями как женских, так и мужских ролей были женщины. Пьесы в основном несли комический характер и описывали случаи из повседневной жизни.

В период с 1629-го по 1652-ой гг. жанр претерпел изменения. Из-за грубой неистовой атмосферы театральных постановок женщинам запретили выходить на сцену, чтобы сохранить общественную нравственность. Теперь все роли исполняли юноши, а в представлениях стало уделяться больше внимания драме, нежели танцам. Но это почти не повлияло на нравственную сторону выступлений, к тому же постановки нередко заканчивались дебошами. Сегунат был вынужден в 1652-ом году наложить запрет на участие юношей в японском театре кабуки.

С 1653-го г. в труппах японского театра кабуки на смену юношам пришли зрелые мужчины, которые играли все роли (исполнителей женских ролей называли ояма или оннагата; также выделялись «грубый стиль» арагото и «мягкий стиль» вагото). Это вызвало формирование яро-кабуки, особого жанра, который отличался своей утонченностью и глубокой стилизованностью.

Период Гэнроку, длившийся с 1688-го по 1704-ый гг., являлся временем процветания японского театра кабуки. На данный момент выпадает появление значительного числа элементов стилизации и установление типов персонажей. Тикамацу Мондзаэмон, популярный сценарист и один из первых профессиональных создателей пьес кабуки, был автором нескольких постановок, которые впоследствии оказали значительное влияние на дальнейшее становление театра, несмотря на то, что его самая знаменитая работа Сонэдзаки Синдзю писалась для театра бунраку.

Кроме того, этот же период знаменуется возникновением грима кумадори и языка поз миэ, создателем которых выступил Итикава Дандзюро. В середине 18 века японский театр кабуки теряет интерес публики, а его место занимает бунраку, но уже к концу того же века он вновь возвращает себе известность.

С поражением сегуната Токугава, упразднением классового деления общества и с открытием Японии для Запада в стране происходят социально-культурные перемены. Это отразилось и на японском театре кабуки, который начал приобретать былую славу. Актеры возлагали все усилия на рост интереса к театру в высших слоях общественности и на приспособление жанра к современным предпочтениям и вкусам.

Времена Второй мировой войны характеризуются уничтожением большого количества зданий театров кабуки вследствие бомбежек. По окончании войны американская оккупационная администрация наложила запрет на театральные постановки, но в 1947-ом г. его сняли.

В наши дни кабуки является самым популярным видом театрального искусства в Стране Восходящего Солнца из всех традиционных драматических японских жанров. В некоторых труппах появились женщины. На сегодня ЮНЕСКО внесло японский театр кабуки в перечень важных объектов человеческого наследия – с 2005-го года.

Японский театр кабуки: элементы

Японский театр кабуки характеризуется специфическим строением сцены. Авансцена (ханамити), по которой исполнители ролей попадают на главную сцену и покидают ее во время выступления, располагается непосредственно в зале со зрителями. Здание театра претерпело технические улучшения, среди которых выделяется возникновение механических люков, вращающихся подиумов (появились в 18 ст.) и проч., что вызвало значительный рост эффектности постановок.

В кабуки, подобно некоторым иным традиционным театрам Японии, смена декораций зачастую может производиться посреди акта, без прекращения игры актеров и с поднятым занавесом. В это время курого – рабочие сцены – поспешно изменяют антураж. Они считаются «невидимыми», так как одеты во все черное. Сегодня японский театр кабуки содержит в себе постановки преимущественно трех типов:

Среди важных особенностей японского театра кабуки выделяются грим кэсе, осуществляющий необходимую стилистику персонажа, и «язык поз» миэ, при помощи которого актер на сцене выводит собственного героя.

Белая основа грима изготавливается при помощи рисовой пудры, а кумдори усиливает либо подчеркивает черты лица выступающего для создания «маски» сверхъестественного существа или животного. Мужчинам на лицо наносятся цветные полосы, имеющие особые смысл. Женский грим своей утрированностью напоминает то, как обычно красятся гейши.

Японский театр кабуки: правила

Правила театра японского кабуки включают прием «миэ», заключающийся в том, что главный герой в финальной сцене неожиданно замирает в какой-либо живописной позе. При этом он смотрит в одну точку стеклянным взглядом и скашивает глаза.

Текст во время представления произносится в сопровождении музыки, как нечто среднее между речью и песней. Грим несет в себе смысловую нагрузку и помогает понять зрителю характер персонажа.

На «цветочном помосте» ханамити, соединяющем заднюю часть зала и сцену, нередко разыгрываются важнейшие сцены спектакля, а «вращающаяся сцена» позволяет осуществлять смену декораций за короткие сроки. Изменение декора постановки производится прямо во время спектакля людьми, одетыми в черное.

Будущие актеры обучаются технике игры на сцене с ранних лет, попутно постигая разные виды искусств. До сих пор в японском театре кабуки играют в основном потомственные актеры, которые считают собственное ремесло избранным.

Автор: Елена Тихонова
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на мужской журнал manorama.ru обязательна!