Дельтаплан. Полеты на дельтаплане. Конструкция дельтаплана

26 апреля 2011     Спорт и фитнес
Дельтопланеризм Полет на дельтплане Экипировка дельтопланериста

Перефразируя слова В. Леонтьева, спевшего в свое время о дельтаплане, хочется признать, что этот летательный аппарат – подлинное олицетворение романтики высоты и воспарения над проблемами. В первую очередь, он – те два крыла, которых недостает мужчине, чтобы подняться на высоту птичьего полета, а уже во вторую – жесткая планерная конструкция с балансирным управлением.

Первый дельтаплан

Начало разработки летательных конструкций тяжелее воздуха тянется от конца 19 века. Тогда мир испытал множество аналогичных аппаратов – три-, би- и монопланов, в зависимости от количества крыльев, служивших подъемной силой для совершения полета. Около половины конструкторов-воздухоплавателей того героического периода создавали свои устройства, копируя полет птиц.

Возникновение самого первого прототипа дельтаплана связано с Отто Лилиенталем, считавшегося «родителем» планерной авиации. Именно он дал определение тому, почему птицы парят в вышине без единого взмаха, то есть летят с использованием восходящих от земли потоков. Немного дальше пошли братья Райт, снабдившие крылья летательного аппарата подвижными направляющими. Второе рождение дельтапланеризм пережил в 70-х годах, когда собственно и появился современный дельтаплан, использовавший термические и динамические потоки воздуха в технике полетов.

Полеты на дельтаплане

Техника полетов на дельтаплане достаточно сложна, если сравнивать его с парапланом. Чтобы отправиться в первый самостоятельный полет, пилот должен пройти специальный курс обучения, включающий не менее 10-15 уроков для приобретения начальных навыков пилотирования. Старт в дельтапланеризме, как и посадка, проводится ногами. Практически существует только два варианта полетов.

Первый полет на дельтаплане – со стартом с площадки с «подхватом» восходящего от земли потока. Он выстраивается по принципу подъема вверх с последующим спуском, чтобы вновь попасть в область восходящего воздуха. Выглядит это примерно так: при старте находишь термический поток и поднимаешься на нем насколько это возможно, зависаешь и снова спускаешься на восходящий вверх поток воздуха. И так до бесконечности, накручивая «петли».

Второй полет на дельтаплане – носит условное название «выхода на маршрут». Тут немного иной принцип, когда удается «напасть» на воздушное течение, которое понесет тебя далеко. В этом-то полете и смотришься как птица в воздухе, широко расправившая крылья и летящая не вверх, а вдаль. В России спортсмены-дельтапланеристы летают либо в зоне старта, чтобы в любой момент можно было вернуться, либо с организованным подбором, когда пилот может улететь далеко и его обязательно встретят.

Конструкция дельтаплана

Дельтаплан является сверхлегким планером-парителем, наделенным жесткой и прочной конструкцией. Имеет балансирное управление, при котором дельтапланерист, перемещая свое тело, смещает центр тяжести, создавая нужный ему крен. Старт происходит с ног. Общий вес устройства составляет от 25 до 40 килограммов. Вдобавок к нему прибавляется еще 5-10 килограммов груза за счет подвесной системы. Собирается дельтаплан буквально за полчаса, несмотря на проблематичную транспортировку (в этом он уступает параплану, который и легче, и мобильнее, и проще в перевозке).

Конструкция дельтаплана состоит из (базовые детали):

  • каркаса;
  • купола;
  • тросовых растяжек;
  • подвесной системы.

Благодаря надежной и прочной конструкции дельтаплан имеет два неоспоримых преимущества перед тем же парапланом – качество и скорость. Сегодняшние безмачтовые аппараты развивают предельную скорость свыше 120 километров в час (наименьшая – 28 километров в час), а их аэродинамические характеристики достигают 15-18 единиц. Это дает возможность дельтапланам покрывать большие расстояния и переносить сильный ветер на старте. Высота полета может достигать 6 километров и выше.

Еще проще в управлении дельтапланы с мотором, который входит в конструкцию некоторых моделей. Мотодельтапланы не нуждаются в большом разгоне, поднимаясь фактически с ровного пространства, и очень маневренны в воздухе.

Польза полетов на дельтаплане для мужчин

В современных условиях, когда полеты на дельтаплане причислены к официальным видам спорта и по ним объявляется множество состязаний как в стране, так и за рубежом, обойти его вниманием просто невозможно, особенно в местностях, где активно ведутся подобные полеты. При этом, дельтапланеризм отличается массовой доступностью и приносит немало удовольствия всем, кто пролетел над землей подобно птице. Даже некоторые медики советуют хоть раз посмотреть на окружение с высоты птичьего полета, чтобы избавиться от накопившихся проблем, чреватых стрессами и депрессивными состояниями.

Вместе с тем, благоприятные нагрузки также получают многие органы и системы мужчины – к примеру, улучшается его система координации, нормализуется работа рук, тренируется вестибулярный аппарат, наращивается мышечная масса, возрастает внимательность, стабилизируется работа респираторной системы, сердца и сосудов, улучшается моментальная реакция, приходит в норму деятельность мозга.

Экипировка при полетах на дельтаплане

Чтобы взмыть над землей на дельтаплане, требуются:

  • шлем;
  • перчатки;
  • не стесняющая движений одежда по сезону;
  • удобная обувь, желательно спортивная;
  • защита на колени и локти.

Особенно важно уделять внимание обуви и защите ног, поскольку в дельтапланеризме на них приходится основанная нагрузка в момент старта и финиша.

К основным мерам предосторожности относится воздержание от полетов при плохих погодных условиях:

  • в град;
  • в дождь;
  • в грозу;
  • в шторм;
  • в сильный ветер.

Безусловно, никто и не вздумает браться за дельтаплан в моменты, когда такая погода уже царит на улице – опаснее всего выходить в полет в ее преддверии, при существующей вероятности подобного рода ухудшений, поскольку новичок не сможет на дельтаплане противостоять натиску стихии. По этой же причине (из-за предосторожности) лучше всего не выбирать для своих упражнений в полетах расщелины между скалами и узкие каменистые склоны.

Автор: Елена Тихонова
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на мужской журнал manorama.ru обязательна!

Прыжки с парашютом - это не шаг в пустоту!
Весенний рафтинг - это ж здорово!
Даунхилл - это не только велосипеды, но и драйв!
Вейкбординг - поймай свою волну!