Игра снукер - разновидность бильярда. Правила игры в снукер. Обязанности судьи в снукере. Шары и удары в снукере

Спорт И Фитнес, Игры

Снукер – разновидность бильярда, появившаяся в 19 столетии. Ее автор – британский полковник Н. Чемберлен, придумавший снукер в 1875-ом году, когда находился на службе в Индии. Сначала так в шутку называли только новичков, но потом название распространилось и на саму игру, которая «ответвилась» от общепринятого бильярда.

Правила игры в снукер

Они не такие и «древние», даже если брать в расчет недавний переход в 21 столетие: официальные и общеизвестные на сегодня правила игры были введены в 1919-ом году. Основное отличие снукера от других разновидностей бильярда – в большом размере стола и в более усложненных правилах. Главная «интрига» игры – использование нескольких цветных шаров: при зарождении снукера их было 4, а со временем стало 6. Перед началом фрейма обязательна жеребьевка, дающая участникам очередность ходов, которая строго соблюдается на протяжении всей игры. Количество фреймов оговаривается отдельно в каждом конкретном случае. В ходе матча все «геймеры» пользуются одним и тем же битком.

Победителем признается команда или один игрок, набравшие максимальное количество баллов после того, как все шары были загнаны в лузы или соперник не вышел к столу для очередного удара, что воспринимается как отказ от хода и его проигрыш/сдачу. Ничьей обычно не бывает, если, конечно, об этом не было условлено специально. За игру можно набрать не более 147 баллов.

Обязанности судей в игре снукер

Снукер, как и любая другая игра, не мыслим без официальных представителей, какими традиционно являются судьи. В данном случае они выполняют роль рефери и «обслуживающего персонала». В обязанности судей входит:

Судье запрещается отвечать на вопросы (кроме как о разнице в очках у игроков), вмешиваться в игру, делать подсказки и давать советы. В том случае, если он упустил из внимания какой-то игровой момент, то имеет право провести опрос свидетелей и на его основании принять собственное решение. Второй по значимости официальный представитель – секретарь. Он ведет точный подсчет очков на информационной доске, куда заносятся все баллы игроков.

Шары в снукере

Суммарно в игре задействован 21 прицельный шар, куда входят 15 красных и 6 цветных. Удар по каждому из них – с попаданием в лузу – приносит игрокам строго определенное количество баллов. Белый шар бьет по цветным. Сначала забивают красные, а потом – цветные шары, стараясь набрать предельно возможное число очков. Красный шар в лузе приносит одно очко, цветные – разное, в зависимости от их окраса.

Черный шар – 7 баллов;

Розовый шар – 6 баллов;

Синий шар – 5 баллов;

Коричневый шар – 4 балла;

Зеленый шар – 3 балла;

Желтый шар – 2 балла.

Перед началом фрейма прицельные шары расставляются в строго заданном порядке: желтый ставится в правый угол игрового поля, зеленый – в левый, коричневый – на середину линии балки, синий – на расположенную в центре отметку, розовый – на пирамидальную отметку, черный – на особый значок в игровом секторе. Все красные шары формируются в треугольник, вершина которого располагается как можно ближе к шару розового цвета (но не вплотную к нему). Основание выложенного треугольника должно быть параллельно заднему борту бильярдного стола.

Удары в снукере

Стоит помнить, что любой неправильный удар или штраф в период фрейма приводят к передаче игры сопернику. Результативные удары делаются по ходу сыгрывания поочередно красных и цветных шаров – до тех пор, когда на бильярдном поле не будет ни одного шара красного оттенка. После этого сыгрывают цветные шары по ходу возрастания их баллов – от желтого к черному.

Удар по белому шару с его попаданием в лузу приносит штрафные очки игроку и право получения хода соперником: четыре и более очка, в зависимости от того, какие «ценные» шары при этом были затронуты. Попадание красного шара в лузу дает игроку 1 балл и право дальнейшего хода. Удар по цветному шару с попаданием в лузу приносит играющему право сделать очередной удар (по шару красного цвета).

Если перед цветным был забит красный шар, то он возвращается на игровое поле и устанавливается на ближайшую или собственную отметку. Когда на бильярдном столе больше не остается красных шаров, дальнейшие удары ведутся по цветным, по мере возрастания их «ценности», то есть от наименьшего к большему по стоимости.

Правильный удар состоит в том, что шар белого цвета должен достичь красного (при первом ходе) или цветного (при последующем ударе). При этом ему запрещено залетать в лузу или касаться шаров в обратной последовательности (цветной и только потом красный). Некасание соответствующих шаров по ходу удара также приносит игроку штрафные очки.

Если в результате нанесенного удара какой-нибудь шар вылетает со стола, то такой ход признается неверным. Наклейкой кия допускается бить только по шару белого цвета. Его соприкосновение с другой частью кия, а также с одеждой или рукой игрока, приводит к штрафу и считается нарушением правил игры.

Современные разновидности снукера

Сегодня у снукера появились собственные разновидности, которые различаются по тонкостям в правилах игры. Исходя из этого, он подразделяется на:

Основные термины игры в снукер

Фрейм – это розыгрыш в матче. Он завершается вместе с объявлением победителя (путем признания поражения его соперником, правильного забивания черного шара и проч.).

Гейм – партия в игре. Она состоит из определенного числа предварительно оговоренных фреймов.

Матч – встреча игроков, включающая в себя определенное количество геймов.

Биток – это шар белого цвета, которым в ходе игры наносят удары по все остальным.

Прицельные шары – те, по которым выполняется удар битком.

Автор: Елена Тихонова
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на мужской журнал manorama.ru обязательна!

Мужские игры: гольф – игра для умных и расчетливых